Advertisement
навигация
------------------------------------
Поддержать проект
------------------------------------
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Популярные книги



Главная arrow Публикации arrow Атеизм и религия arrow Семь смертных грехов
Семь смертных грехов Версия для печати Отправить на e-mail
Написал kosta   
Monday, 07 January 2008

 

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад.

    Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.
    Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).
В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).
    Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).
    Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смерных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.
    Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу, «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.
    Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше.
Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке.
Верь в единственного Бога.
«Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
Не создавай себе кумиров.
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
Не произноси имени Бога понапрасну.
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
Помни о выходном дне.
«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
Почитай своих родителей.
«Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
Не убивай.
«Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
Не прелюбодействуй.
«Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
Не кради.
«Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
Не лги.
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
Не завидуй.
«Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.
    Некоторые полагают, что шесть последних заповедей образуют основу Уголовного кодекса, поскольку не говорят, как надо жить, а только, как не надо. Другие считают десять заповедей неким Космическим кодексом. В любом случае, это выдержка мудрости, которой нельзя пренебрегать.
Что ж, перейдем к более детальному описанию.

Первый грех: гордыня (superbia)
    Согласно словарю, это существительное женского рода. Синонимы - высокомерие, надменность, самомнение.
    Согласно доктрине католической церкви, это - переходящая за все пределы любовь к самому себе, которая становится выше любви к Богу. Она противоречит первой заповеди («Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим») и послужила причиной восстания ангелов и низвержения Люцифера.
     Согласно раввину Адину Штейнзальтцу, «когда кто-либо хочет понять, кто же он на самом деле, используя второстепенные вещи как степень сравнения, то находит лишь груду пустых раковин, которые зависят одна от других и лишь в этом случае обретают смысл».
    Согласно Святому Августину, надменность - это не величие, а чванливость. Надутый спесью кажется великим, но на самом деле это болезнь.
    Гордыня или высокомерие, считается самым тяжким из семи смертных грехов, так как особенно оскорбительно воспринимается окружающими. В переводе с латыни superbia означает возвышение собственной личности над другими людьми. Высокомерный человек зациклен на собственной персоне, уверен в своем превосходстве. Нетерпимостью и притязаниями на единоличную правильность он оскорбляет чувства и достоинство окружающих. Такой человек уверен, что сам может справиться с любой задачей и не нуждается в посторонней помощи, тем самым показывая внутреннюю удаленность не только от окружающих людей, но и от Бога.

Советы из книги «Дао Дэ Цзин»:
Лучше не наполнять стакан доверху, чем пытаться пронести его, не расплескав.
Чрезмерно заточенное лезвие становится хрупким.
Когда богатство и почести приводят к высокомерию, следом непременно придет зло.
Когда мы выполняем нашу работу и имя наше начинает славиться, мудрость заключается в том, чтобы оставаться в тени до самого окончания нашего труда.
   

    Библейский грех высокомерия - доказательство типичного чувства неполноценности человека. Этот недостаток зависит от нашей способности к обучению и принятию всего нового. А корень этого греха кроется в одном из генов, названном CaM-kII. Он возбуждает наши амбиции и надменность.
Кроме того, психологи утверждают, что гордость и чувство собственного достоинства являются важнейшими составляющими ощущения того, что человек проживает счастливую и успешную жизнь.

Слава  душу  греет , возвышает ,
Но  бывает – личность  разрушает .
А  спокойный , философский  взгляд
Заглушает  медных  труб  парад .
Славе – радость  от  налитой  кружки ,
Предпочесть  советует  А . Пушкин .
Очень интересен дьявольский лик у этого греха. С точки зрения художников средневековья – это Люцефер.

ЛЮЦИФЕР - ангел, сын зари, восставший против Бога и извергнутый.

 

Грех зародился в том, кто после Христа был возвеличен Богом превыше всех небожителей. Люцифер, «сын зари», «святой и непорочный», был первым среди осеняющих херувимов. Он находился рядом с великим Творцом, и непреходящие лучи славы, окружающие вечного Бога, озаряли его. «Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:12–15).

 «От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез.28:17). «Говорил в сердце своём: «…выше звёзд Божиих вознесу престол мой… буду подобен Всевышнему»» (Ис.14:13–14). Несмотря на то, что слава, окружающая его, исходила от Бога, этот могущественный ангел начал смотреть на неё как на собственную. Недовольный своим положением, хотя он и был возвеличен превыше всех небожителей, Люцифер осмелился добиваться славы, подобающей только Творцу. Вместо того чтобы направлять любовь и верность всех небесных существ к Богу, он стремился заставить их преданно служить себе. Желая славы, которой Безграничный Господь окружил Своего Сына, этот князь ангелов домогался власти, принадлежащей только Христу. 


Кинофильмом, который очень ярко показывает гордыню, является «Пепел и алмаз» Анджея Вайды (1958).
 Включаемый в любые антологии и списки лучших с момента своего выхода на экраны, главный фильм, снятый на польском языке (а может быть, и вообще главный неанглоязычный фильм в истории) обычно служит поводом для разговоров о власти, свободе и человеческой усталости от войны и насилия.

< Пред.   След. >
 
дополнительно
Афоризм
Анекдот






Advertisement

Mambo is Free Software released under the GNU/GPL License.

Design С 2005 by "VK Studio"
Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика