Advertisement
навигация
------------------------------------
Поддержать проект
------------------------------------
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
Забыли пароль?
Популярные книги



Главная arrow Новости arrow Мы в условиях рыночных отношений
Мы в условиях рыночных отношений Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Морозова Н.А.   
Thursday, 17 December 2009

Крах советской модели устройства общества, формирование новой социальной системы

неизбежно привели к дезориентации людей, к внутренней противоречивости как индивидуально-

личностного, так и группового сознания. Человек, адаптируясь к новым условиям, одновременно

пытается следовать утвердившимся с детства представлениям о правильном, достойном и нравственном поведении. Идеология рыночных отношений и христианская идеология или идея гуманизма, толерантности плохо сочетаются между собой, тем более в нашей стране, с ее православными и советско-коллективистическими традициями.

Существует определенное противоречие в том, что, с одной стороны, мы превозносим идею конкуренции в американском образе жизни, тогда как с другой – братскую любовь и человечность. С одной стороны, мы вынуждены быть напористыми и агрессивными, убирая всех конкурентов со своего пути. С другой стороны, духовные лица проповедуют нам, что нельзя быть эгоистичными, следует смириться, подставлять под  удар другую щеку и любить своего соседа, вместо того, чтобы бороться с ним.

При сегодняшней нацеленности современного общества на рынок знание потребителя и манипулирование им становится первостепенной задачей момента. Из манипулирования рынком логически вытекает желание манипулировать своими служащими… Бизнесмен, рассматривающий людей только как потенциальных покупателей, кредиторов или клиентов, не может в какой-то степени избежать того, что будет воспринимать их как вещи. Когда выгода стоит на первом месте, то, как мне кажется, очень легко утратить чувствительность к индивидуальности другого Как сказано в Евангелии от Матфея: «Что пользы человеку, если он завоюет весь мир, но

потеряет душу свою?»". С этими словами нельзя не согласиться.

Толерантность – адаптивная составляющая человеческой сущности, она является основой

существования и выживания людей на нашей планете, поскольку жить и работать вместе, не считаясь, не уважая друг друга просто невозможно. Механизмы поддержания внутрисистемной толерантности отрабатывались веками и имеют свою объективную природу, не зависящую от наших оценок. Об этом говорит многовековая мудрость нашего народа: "Лучше самому терпеть, чем других обижать", "Кто добро творит, того Бог благословит", "За добро добром и платят", "Сделав худо, не жди добра", "За неблагодарных Бог благодарит" и др.

Что касается изменения черт характера нашего соотечественников, то они,

если и меняются, то крайне медленно, на протяжении многих поколений, – и никакие политические и экономические кризисы не могут на этот процесс повлиять. Влияние кризисов проявляется только в том, что мы часто в индивидуальном порядке теряем свои культурные черты, не приобретая новых положительных. Мы просто становимся менее культурными, что ведет к разрушению основных связей, жизненно важных для человека (семьи, дружеских кругов и проч.), а при более сильном давлении обстоятельств – и к распаду самой личности, – усиливается пьянство, воровство и прочие криминальные преступления. "Героические" усилия наших СМИ "привить" нашему  человеку индивидуализм, озабоченность своим материальным благосостоянием и другие "западные" качества в виде главных ценностей ведут именно к такому результату, а прежде всего к деморализации. Ссылки на то, что "рынок" требует именно таких черт личности, с моей точки зрения, несостоятельны. Рынок должен быть приспособлен к нашему национальному характеру, а не наоборот). При разработке любых законов и программ необходим обязательный учет национальной специфики нашего социального и правового пространства. Доказательству этому могут послужить следующие аргументы : "Как бы вы отнеслись, например, к предложению переписать Библию, модернизировав ее в соответствии с проводимыми сегодня в стране преобразованиями? В лучшем случае – как неудачному политическому экстриму, в худшем – как к святотатству, не так ли? Но это то же самое, что и попытка вторгнуться в глубинные, веками формировавшиеся структуры национального общественного сознания и преобразовать их на потребу дня, используя имеющийся политический ресурс.

В настоящее время поиску новых форм рыночных отношений мешает убежденность экономистов

и политиков в универсальности заимствованного теоретического и практического опыта социального реформирования и управления развитых демократических стран, доказавшая свою плодотворность и эффективность в США или странах Западной Европы. Для отечественных социальных субъектов характерно иное, по сравнению с субъектами западных демократий, отношение к навязываемой идеологии рыночных отношений. Особенность психологии россиян, по нашему мнению, заключается не в борьбе за свои права, а в "братской любви" и солидарности, не в "западном" поклонении богатству, а в уважении к "достатку", достигаемым честным, добросовестным трудом. Наш соотечественник  стремится делать все ради чего-то абсолютного, ради идеала он готов пожертвовать всем, но если усомнится в его осуществимости, то становится равнодушным, впадая в апатию. Сейчас становится все очевидней, что многие трудности, возникшие в ходе осуществления социально-экономических реформ, исходят как раз

из пренебрежения особенностями индивидуально-общественной психологии.

Наш народ, с его повседневными заботами и проблемами, со своими устремлениями и

привычками, оказался отстраненным от участия в решении насущных проблем общества и

был поставлен в условия принудительной адаптации к рыночной экономике, западной модели

управления экономикой, слабо учитывающей традиции, образ и стиль нашей жизни.

Сравнивая мнение современной молодежи относительно морали, личного достоинства и

стремления к материальному благополучию, соотношения труда и лени, то сильного изменения

ценностей мы не увидим. По-прежнему преобладает стремление к достатку, достигаемому честным трудом, при этом важны ум, образование и карьера в сочетании с положительными волевыми и нравственными человечными качествами характера.

Дилемма между моралью и стремлением к материальному благополучию, кажется вполне

естественной. Заметим, что в нашем обществе выбор между нравственностью и богатством делается в пользу нравственности.

Но при восприятии и оценивании внешней картины мира в сочетании с внутренними не всегда

осознаваемыми установками, могут возникнуть противоречия, неадекватное восприятие социальной среды, кризис ценностных ориентаций. И тогда, в зависимости от свойств личности и характера, человек либо, раздражаясь на чуждые ему веления времени, отвергает их, превращаясь в социального маргинала, либо обращает свое недовольство на самого себя, теряя уверенность в собственной состоятельности и успешности, либо свою злость и агрессивность выливает на окружение, которое, по его мнению, виновато во всех его жизненных неудачах. В этих условиях человек легче попадает под внешнее влияние, им могут манипулировать институты власти, средства массовой информации, ближайшее окружение.

Чтобы этого не происходило должна существовать ясно осознаваемая цель развития общества,

основанная на внутреннем, глубинном понимании ценностей жизни. Как говорил древнегреческий философ Сенека, "кто не знает, в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра". Человек должен верить в светлое будущее и четко идти к намеченной цели. Трудно не согласиться с Л.Н. Карсавиным, автором статьи "Восток, Запад, «русская идея»": "При отсутствии веры в идеал мы опускаемся до звероподобного бытия, в котором все позволено, или впадаем в равнодушную лень. При недостатке энергии, вообще нам свойственном, возлагаем надежды на то, что "все само образуется", сами же и пальцем не хотим двинуть. При избытке энергии – лихорадочно стараемся все переделать, предварительно выровняв и утрамбовав почву. Отсюда резкие наши колебания от невероятной законопослушности до самого необузданного, безграничного бунта, всегда во имя чего-то абсолютного или абсолютизированного" (Карсавин, 1992).

В настоящее время нашему обществу необходима идеология, которая должна вдохновлять,

стимулировать народ, умножать его жизненную энергию, наделять его существование значительным патриотическим смыслом, направлять к высокой цели, к стабильному и светлому будущему. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, в своей безопасности и экономической стабильности.

Необходимо, чтобы государственная политика в области экономики, культуры, образования,

преподавания, телевидения была научно обоснованной, теоретически ясной, не уводила бы людей из "реальной реальности" в виртуальную, а опираясь на особенности национального развития страны, определяла возможности и формы наиболее успешного движения вперед, основанные на демократических правах и свободах.

В условиях рыночных отношений в современном обществе существует социально-

психологическая установка, направленная на выделение материальных ценностей на первое место. Поэтому происходит стремление к обогащению, причем быстрому, за счет кого-то, получение прибыли любой ценой, чаще всего обманным, безнравственным или криминальным путем. Это приводит к тому, что человек начинает воспринимать окружающих его людей как товар, вещь, которую можно продать или купить. Либо как средство или препятствие на пути к достижению алчных целей, как низшую расу, "недочеловека", невзирая на святые неприкосновенные ценности человечества.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что соотечественник наш  по природе своей толерантен. Лучшие его качества характера проявляются по отношению к другим людям. Доброта является основной его характеристикой. Нормой жизнедеятельности и средством достижения успеха является трудолюбие в сочетании с положительными волевыми и нравственными человеческими особенностями характера.

Но нестабильность в обществе, неуверенность в завтрашнем дне, информационное воздействие

на сознание через СМИ и социальное окружение при недостаточной убежденности в том, что хорошо и что плохо, может привести к интолерантности и, как следствие, к дискриминации, деградации, потере духовности и человечности. Хотелось бы, чтобы в погоне за прибылью не были потеряны такие качества, которые всегда были присущи нашему  народу. А для этого он должен верить в стабильное, счастливое и светлое будущее.

Комментарии
Автор: kosta дата: 2009-12-17 14:28:05
Да не верить нужно, а самому делать вот то самое светлое будущее. 
Практика – смерть иллюзиям. Именно практика – есть отличная школа Жизни, которая ведет жесткий отбор тех, кто достоин Жизни и ее благ, а кто этого не достоин. Проверить это все очень просто. Если вы прочитали множество книг по духовной литературе и считаете себя мудрым и совершенным человеком, то посмотрите на уровень своей жизни, на возможность пользоваться материальными благами, всем тем, что предоставляет людям современная цивилизация. Можете ли вы себе позволить купить виллу на итальянском побережье? Выстроить дом и не надеяться на помощь правительства по поводу решения ваших жилищных проблем? Можете ли вы позволить себе отдыхать несколько раз в году в любом курортном месте мира, которое вам понравилось? Если этого нет, и вы по-прежнему считаете каждую копейку, успокаиваете себя тем, что деньги – зло, и вам их достаточно для среднего уровня жизни, то все ваше совершенствование – иллюзия, и вам его надо начинать с нуля. Именно так. Ваш уровень жизни – показатель вашего единства с Жизнью, все остальное – самообман и иллюзия! 
Может статься, что вы успешный бизнесмен, тогда проанализируйте свою жизнь. Имея большие доходы, вы можете похвастаться отменным здоровьем, вам хватает времени на оздоровительные занятия, на то, чтобы большую часть времени проводить с семьей? Можете ли вы отойти от дел на месяц или полгода, доверив его своим партнерам, не потерять при этом своего дела? Если вы этого себе не можете позволить, значит вы находитесь в противоречии с Жизнью и блага вам приходится добывать путем утилизации себя.  
Все мы от момента рождения попадаем в мир следствий, в мир борьбы противоположностей. Это мир не является творением Бога или природы. Его создал сам человек на протяжении всей истории своего развития, и установленный порядок передается из поколения в поколение, на протяжении многих тысяч лет. Причем этот порядок программно зафиксирован в Энергоинформационном Поле Вселенной, в той его части, которую мы называем Ноосферой, и передается не только от поколения к поколению, но и от цивилизации к цивилизации. Наша цивилизация вознамерилась повторить опыт своих предшественниц и уничтожить себя в борьбе противоположностей. Здравого смысла современному Человечеству не достает, а потому познание и вхождение в единство противоположностей ему не светит. Но мы надеемся, а через нас надеется и Тонкий Мир, что среди всего неразумного населения Земли найдется хотя бы 0, 001% людей, которые осмысленно признают факт борьбы противоположностей, откажутся от нее и встанут на Путь единства противоположностей. Не испугавшись при этом, что формировать свое мировоззрение и восприятие Жизни придется с нуля, отказавшись от многих дорогих сердцу вещей и привязок. 
Автор: kosta дата: 2013-01-25 21:10:05
http://hot-perevod.ru Русско-английский технический переводчик. Многолетняя практика в качестве переводчика технической документации.

Комментарии разрешено оставлять только зарегистрированным пользователям.
Войдите в систему или зарегистрируйтесь.

< Пред.   След. >
 
дополнительно
Афоризм
Анекдот






Advertisement
Copyright 2000 - 2005 Miro International Pty Ltd. Все права защищены. Mambo свободно распространяемое программное обеспечение по GNU/GPL лицензии.
Локализация и поддержка русской версии Мамбо: - команда РУ-МАМБО - официальный партнер локализации - РУ-МАМБО-ФОРУМ

Design С 2005 by "VK Studio"
Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика