Advertisement
навигация
------------------------------------
Поддержать проект
------------------------------------
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
Забыли пароль?
Популярные книги



Главная arrow Публикации arrow Педагогика arrow В школу за здоровьем!
В школу за здоровьем! Версия для печати Отправить на e-mail
Написал kosta   
Tuesday, 22 May 2007

В школу за здоровьем? Очень уж сомнительное утверждение. Возможно, так подумают многие, прочитавши заголовок этой публикации. Сейчас все в заботах: как оздоровит летом детей («убрав последствия») школы».

   «Школа и здоровье? Это же нонсенс, бессмыслица», — более решительно скажет осведомленный печальной статистикой читатель. Судите сами: по данным лаборатории лечебной педагогики научно-исследовательского института возрастной физиологии и гигиены у 60 % детей отмечено нарушение осанки, 40-50% заработали близорукость, у 60% выявлены так называемые дидактогенные (от ежеминутных поучений, замечаний, ограничений) неврозы, 70% школа обеспечила отклонения в деятельности сердечно- сосудистой системы. А в общем, по окончании средней школы (а это свыше 11 тысяч уроков) из ее стен из каждой сотни учеников выходят лишь 10 здоровых детей. Вот такой своеобразный «конвейер калечения» (искалечивания) имеем мы с вами. И вывод тут прост: так жестоко травмирует здоровье наших детей сама структура устоявшегося учебного процесса с его бесконечными рамками и методическими подходами. Что же больше всего вредит детскому здоровью при таком обучении? И это, не забываем, в ранние годы жизни человека, когда формируется важнейшее — здоровье, его личность (образованность, развитие, воспитанность и т.д.). Прежде всего, вредит традиционно закрепленная поза за партой и черно-белое книжное обучение, сопровождающееся чтением на близком расстоянии от глаз. Не на пользу здоровью идет и традиционная техника письма шариковой ручкой, и убогие казенные школьные классы, где мало свободного пространства, постоянная перегрузка информацией одних органов чувств и глубокая депрессия при этом других. Да еще если учитывать, какой психологический стресс переживает ребенок, переступающий порог школы после детского садика или домашнего воспитания. Имеем ли мы право продолжать так и дальше методически калечить наших детей? Есть ли здесь какая-то альтернатива? Наконец, можно ли переквалифицировать школу из учреждения, травмирующего здоровье, в такое, которое его укрепляет?

   Можно! И это показывает труд педагогов-новаторов, которые поддерживают методику обучения детей по системе доктора медицинских наук, проф. В.П. Базарного и профессора, доктора психологических наук В.П. Цуканова. Жаль только, что пока очень мало в учительском обществе таких педагогов-здравоохранителей, способных на такой благородный труд. Сегодня мы познакомим вас с одним из них. Знакомьтесь: Наталия Александровна Ковалева, автор эксклюзивной здравоохранительной методики, психолог, кандидат психологических наук.

ПИШЕМ СТОЯ

   Я отчетливо помню тот день, когда впервые посетила экспериментальный класс-лабораторию (тогда он был в Одесской средней школе № 84), руководителем которого была Наталия Александровна. То, что я там увидела, поначалу совсем сбило с толку.

Класс — вовсе не класс, а какая-то спортивно-игровая комната, где дети и учитель ходят и бегают босыми. Вместо обычной школьной формы — по-домашнему: футболочки и шортики или коротенькие юбочки. На полу ковровое покрытие, а вместо парт — какие-то конторки, за которыми сидеть явно не предусмотрено. Присутствие постороннего человека (то есть меня) нисколько не взволновало «хозяевов» класса, они продолжали заниматься своим делом. Сразу бросились в глаза их свобода, естественность и доброжелательность. Глядя на этих деток, я вспоминала свою школу, где на уроках только и слышали от нашей учительницы: «Дворник, сядь! Павлов, не крутись! Печура, не мешай!» А тут тебе и не та угнетающая тишина, которой порой так долго добивались слишком суровые наши учителя, а тихий рабочий гул и ласковый, очень домашний голос учительницы. Тут не запрещается во время занятий ходить по классу, что-то спросить у соседа, подойти к спортивному снаряду или выглянуть в окно. И это, поверьте, нисколько не вредит уроку.

   Главное правило этого нетрадиционного метода обучения — не препятствовать ребенку, а использовать биологический механизм его развития, работать в режиме динамичных поз. Я тоже не знала: оказывается, обучение в положении «сидя» очень вредно — сжимаются легкие, ухудшается кровообращение, а, следовательно и работа головного мозга. Ребенок быстрее устает, ему сложнее сосредоточиться. К тому же это стартовая поза для близорукости. Значит, и эти конторки-кафедры вместо парт предназначены помешать этой физической деградации. Кстати, американские ученые, исследующие возможности человеческого организма, пришли к выводу, что у людей, которые занимаются умственной работой стоя или слегка перемещаясь, память, мышление и воображение повышаются в 4 раза.

   Услышав об обучении стоя, Наталия Александровна «загорелась» идеей работать по-новому, на пользу здоровью детей. За свой счет слетала во Владивосток, Красноярск, Дивногорск, Москву к коллегам, которые с энтузиазмом взялись за внедрение этой, здоровье сохраняющей, методики обучения. Там же познакомилась с самим В.П. Базарным, ярым сторонником и основателем этой системы.

На собственном энтузиазме

   Приезжала, рассказывала о том, что видела и слышала. Коллеги с интересом слушали ее, но поставить в Одессе такой эксперимент особого энтузиазма ни у кого не вызывало. «Пробуй сама, коллега!» И попробовала. Директор школы с пониманием отнесся к ее исканиям и не мешал воплощать задуманное. Те конторки были изготовлены школьным мастером по ее чертежам. Ковровые покрытия на пол подсобили постелить родители. Кое-что приобрела школа. Все остальное, в том числе и методические сборники, изготовлены своими руками, с помощью родителей, друзей.

Вот так и появился этот необычный «островок»в обычной школе. А это: так называемая экологическая стенка знаний, зрительно-координаторский тренажер, офтальмотренажер, спортивный тренажер «Крепыш», шведская стенка, физкультурные маты, различный инвентарь, предотвращающий сколиоз, плоскостопие, массажные коврики, ручные эспандеры, аудио- и видеоаппаратура.

   Маленькие жители этого «острова» поначалу удивляли всех: глубокой осенью все закутываются, а эти «новички-воробушки» порхают в классе по-летнему, даже без носочков. Окна в классе практически всегда открыты. Простудные заболевания тут почти отсутствуют (постучим трижды по дереву). И это не только от постоянных тренировок, физических упражнений, физкультуры, которой выделено семь уроков в учебной пятидневке. Наталье Александровне удалось добиться от родителей активного участия в закаливании своих детей (хоть и нелегко это было!) но зато теперь они знают: главное — ежедневно обливаться холодной водой и как можно чаще ходить босиком, если не хочешь иметь дело с простудой. Очень долго бы пришлось пересказывать все методические подробности обучения в динамических позах, режиме пространства и обзорных горизонтов. Скажем, дети читают тут сидя, не наклоняя головы, на коврике или спортивном мате, держа книгу на коленях главный секрет успеха игры Mafia у игроков. Низко склониться над книгой – впустить к себе близорукость, сколиоз. Дети тут никогда не пишут больше положенного.

   Обязательно должен быть перерыв, переключение на какой-то другой род занятий.

Уроки математики всегда идут после физкультуры. А в четверг — разгрузочный день.

Кто сказал, что знания ученик получает только в классе на уроке?

   Для детей будет лучше использовать больше времени на экскурсии к морю, на танцы, пение, музыку, рисование, игры, да и просто на откровенные беседы про разное. Знали бы вы, как ждут ребята таких бесед на свободную тему, сколько нового каждый раз узнают.

ЗАЙЧИКИ, СЫНОЧКИ, ДОЧЕЧКИ

   После рассказа «взахлеб» об увиденном своим домашним моя девятилетняя племянница неожиданно спросила меня:

А как называет учеников та учительница?

Я сначала не поняла вопрос.

Ну как бы она обратилась ко мне, Христенко Ольга?

   Вот как важно, оказывается, это для них. И я вспомнила. Ни одного раза, оказывается. фамилий не услышала. Все у нее «зайчики, друзья, солнышки, дочечки» или ласковый вариант имени. И никакого повышенного голоса. Правда, на занятиях Наталья Александровна просит детей «поиграть» голосом, интонацией.

   Воспитывать физически здоровых, грамотных детей, конечно же, не единственная цель педагога Ковалевой. Вырастит гармонично развитых маленьких граждан — вот высшая ее цель. А этого невозможно достигнуть без атмосферы доброжелательности, уважения, сочувствия. Создать экологически благоприятный эмоциональный климат общения, целостное эмоциональное поле — было для нее и остается важнейшим и самым первым заданием.

   Очень дружно живут ребята. За все годы преподавания ни одной драки, ни одного серьезного конфликта между детьми не возникало. Ребята и бегают, и борются, но никто не допускает неосторожности. Поэтому на переменах не гоняют, сбивая всех с ног, школьными коридорами — играют тут же, в классе.

   Хвалить, хвалить, защищать ребенка, если даже его успехи не такие уж и большие — этим принципом руководствуется учитель. Никаких жалоб родителям, наоборот, всегда скажет что-то хорошее, замеченное в сыночке, дочечке. Никаких упреков и наказаний. Тут не ставят ни двоек, ни единиц. Зато Наталья Александровна может поставить пятерку даже за одну каллиграфически написанную букву или за рядок письма и всем показать, какой Юрик молодец или Мариночка. И каждый поверит, что тоже сможет не хуже, если больше поработает самостоятельно.

   А читать они особенно любят, так как хотят много знать. Ведь благодаря чтению человек получает 70% знаний. Об этом постоянно напоминает им учительница. Поэтому и завели домашние тетради по чтению. Дома родители следят, сколько минут ребенок читал каждый день. Сколько минут — столько и баллов. Итог подбивается в конце недели. Всем без сомнения хочется иметь как можно больше таких баллов – получить тогда новую интересную книжечку.

   Как для первоклассников, много знают воспитанники Натальи Александровны. Могут рассуждать про зло и добро, честность и смелость, благородство. Эти понятия помогают им познать уроки духовной культуры, сюжеты из Старого и Нового Заветов. Знают, что такое аура и как можно снять боль, побороть страх. Элементы народной медицины, йоговские упражнения тут тоже закаляют душу и тело ребенка.

Где же вы, последователи?

   В режиме эксперимента Наталья Александровна работает уже много лет. И с полной уверенностью можно сказать: довольно успешно. Вот коротко о его преимуществах. Дети экспериментального класса опережают по своему физическому развитию и обучению учебной программе своих одногодок в параллельных классах. На уроках математики лучше ведут математические операции и счет. Резко повышаются показатели скорости чтения. Воспитанники Натальи Александровны читают 250-300 слов в минуту. Ритмичность, язык стали более выразительными. И навряд ли найдутся другие первоклассники с таким красивым каллиграфическим письмом. Но главное — дети контактные, четко мыслят, имеют хорошую память. Отвечают не по заученному, а так, как сами выученное понимают. А еще воспитанники Ковалевой — хорошие спортсмены. В школе теперешние пятиклассники, бывшие ее дети, в спорте всегда на два параметра выше одногодок.

Хотите, чтобы ваш малыш рос усердным, эрудированным, физически и духовно здоровым? Отдайте его в добрые и грамотные руки педагога — Натальи Александровны Ковалевой.

Комментарии

Комментарии разрешено оставлять только зарегистрированным пользователям.
Войдите в систему или зарегистрируйтесь.

< Пред.   След. >
 
дополнительно
Афоризм
Анекдот






Advertisement
Copyright 2000 - 2005 Miro International Pty Ltd. Все права защищены. Mambo свободно распространяемое программное обеспечение по GNU/GPL лицензии.
Локализация и поддержка русской версии Мамбо: - команда РУ-МАМБО - официальный партнер локализации - РУ-МАМБО-ФОРУМ

Design С 2005 by "VK Studio"
Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика