Advertisement
навигация
------------------------------------
Поддержать проект
------------------------------------
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Популярные книги



Главная
наука и религия - британский подход Версия для печати Отправить на e-mail
Saturday, 23 April 2011

От Чарльза Дарвина и до Ричарда Докинса наука преподносилась как союзник атеизма и агрессивный враг религии.

«Исторически сложилось, что религиозная вера, равно как и отвержение таковой, играли важную роль в науке», – утверждает Кит Ворд, автор книги «Большие вопросы науки и религии». Исследования таких первооткрывателей как Коперник, Галилей и Кеплер вели к конфликту с церковными властями и доктринами. Однако эти астрономы и космологи утверждали, что остаются искренне верующими людьми. Более того, богословие в своё время считалось «царицей наук».

 

 Современные учёные, как правило, не распространяются о своём отношении к религии. Сколько среди них людей верующих сказать крайне сложно. Но следует признать, что многие американские учёные – если не большинство – являются религиозными скептиками, секуляристами, агностиками и атеистами.

 

Среди евангеликов-фундаменталистов, которые традиционно доминируют политический и культурологический дискурс на эту тему в американских СМИ, таких учёных принято считать врагами веры. (Некоторые мусульмане-фундаменталисты видят современную науку в таком же негативном свете. Однако исторические христианские конфессии и иудаизм уже давно заключили мир с наукой).

  Как журналиста и автора, пишущего на темы религии, меня всегда интересовало, как разрешаются трения между наукой и религией в других странах. Во время своей недавней научно-исследовательской работы в Кембриджском университете, я познакомился с учёными, религиозная вера которых идёт вразрез со стереотипам американской поп-культуры.

Учёные-христиане

 Поразительное число известнейших учёных Великобритании, занимающих ведущие позиции в мировой науке, открыто свидетельствуют о своей живой евангельской вере. Обратите внимание, что речь идёт не просто о прилежных «воскресных прихожанах». Эти светила мировой науки живут и действуют в соответствии со своей верой, а некоторые из них по воскресеньям даже проповедуют с церковной кафедры.

 Приведу лишь несколько имён таких верующих-христиан: сэр Джон Хьютон (бывший глава Метеорологического офиса Великобритании), сэр Джон Полкингхорн (исследователь физики частиц, англиканский священник и автор многочисленных научных и религиозных трудов), сэр Брайян Хип (биолог), Роберт Уайт (геолог), Симон Конуэй Моррис (палеобиолог).

 Я расспросил этих учёных мужей об истоках их религиозной веры. Полученные ответы заинтриговали меня как человека, который провёл долгие годы в мире американских евангеликов, где открытая враждебность по отношению к современной науке считается чуть ли не нормой. Английские учёные заявили, что их христианская вера базируется на комбинации научно-исследовательских данных и истины Священного Писания.

 По их словам вероятность того, что разумная, углеродная жизнь зародилась во Вселенной случайно - стремится к нулю. Одновременно, эти учёные принимают как истину библейские описания жизни Иисуса, Его смерти и физического воскресения.

 В большинстве случаев учёные-христиане Великобритании отказались принимать активное участие в общественных схватках на темы, которые столь дороги евангеликам США. Как группа, они преимущественно настроены против абортов и браков между геями. Однако их подход к вопросам о начале и конце человеческой жизни, а также об исследовании стволовых клеток следует признать более взвешенным.

 Эти англичане являются приверженцами «теистической эволюции». Согласно данной теории Вселенная, созданная Господом Богом, насчитывает миллиарды лет, и в ней действует эволюция Дарвина. Верующие учёные Великобритании открыто надсмехаются над столь популярными в США идеями креационизма и «разумного сотворения». Они также утверждают, что религиозная вера учёного не должна оказывать влияния на его исследования. «Я не вижу различия в научных исследованиях по физике, выполненных верующим и атеистом», - поведал мне сэр Полкингхорн.

 Разумеется, среди видных американских учёных тоже встречаются такие верующие – например, совсем недавний руководитель всемирно известного проекта «Геном человека» Франсис Коллинс и исследователь окружающей среды Кальвин ДеВитт из Висконсинского университета. Цена, медсправка автошкола киев. Но их здравые голоса, как правило, тонут в хоре исследователей-фундаменталистов, обличающих общепринятые научные положения и методологию в трудах под многообещающим названием «Голая правда об эволюции».

 В чём же причина столь очевидной разницы в подходах к диалогу науки и религии среди ведущих учёных Великобритании и США? В Америке больше евангеликов чем в Европе, и их голос гораздо лучше слышен благодаря слабо регулируемым американским СМИ. (Во многих странах Европы действуют жёсткие ограничения на христианское телерадиовещание). Консервативные христиане США активно используют радиоволны для продвижения своих взглядов по разным вопросам, включая науку и медицину.

«Загадочная» поляризация

 Нам, журналистам следует принять определённую долю ответственности за такое положение вещей. В погоне за сенсацией мы зачастую цитируем религиозных экстремистов, ложно выдавая их за общепринятую евангельскую точку зрения на научные вопросы.

 Как признался мне британский физик сэр Полкингхорн: «Североамериканская сцена представляется мне загадочной, поскольку она крайне поляризована».

 Отсутствие столь резких разделений в английском обществе можно частично объяснить тем, что евангельские христиане среди британских учёных отвергают зашоренность взглядов и интеллектуальную твердокаменность. Однако, когда английские учёные заканчивают сбор объективных научных данных, их религиозная вера оказывает непосредственное влияние на интерпретацию и прикладное использование исследований.

 К примеру, в одном важном вопросе евангельские учёные Великобритании повели за собой всё английское общество. Чуть ли не с миссионерской ревностью они объявили войну «парниковому эффекту» и глобальному потеплению. Будучи руководителем Метеорологического офиса, сэр Хьютон использовал весь свой немалый авторитет, чтобы разбудить британское общественное мнение в отношении климатических изменений в мире. Он также сумел «достучаться» до лидеров американских евангеликов, убедив их в необходимости библейской заботы об окружающей среде как творения Божьего. Прежде учёные-евангелики в США отвергали научные данные, свидетельствовавшие, что глобальное потепление – прямой результат человеческой жизнедеятельности.

 Выступая на конференции британских баптистов, сэр Хьютон заявил: «Влияние глобального потепления таково, что его можно смело назвать оружием массового поражения. Борьба с ним – вопрос не просто научный или технический, но духовно-нравственный».

 Лидерам евангеликов в США не следует видеть угрозу в современной науке. По примеру своих собратьев в Великобритании им лучше принять инновационные научные исследования на самом высоком уровне. Ведь как говорил еврей-агностик Альберт Эйнштейн: «Наука без религии хромая, а религия без науки слепая».

 _______

USA Today, 29 сентября 2008 г., перевод с английского.
 USA Today – крупнейшая ежедневная общенациональная газета США. Рубрика о проблемах современной религиозной жизни в мире The Forum публикуется газетой каждый понедельник. С архивом статей из рубрики The Forum на английском языке можно ознакомиться здесь

Марк Пинский – ветеран американской религиозной журналистики, автор книги «Еврей среди евангеликов: путеводитель для сбитого с толку».

Комментарии
Бог это не только...
Автор: Scientist дата: 2013-03-06 17:56:35
Познание божественного начала в научных кругах имеет достаточное многобразие как самих путей познания, так и предметной сущности этого божественного. И это вполне естественно ведь сама эта сущность достаточно мнообразна. И как же найти, что либо "Истинное", да все очень просто нада ( как это неоднократно говорил еще Рене Декарт) найти предмет анализа и особенно метод бытия этой сущности её коммуникациях с прочей совокупностью предметности среды существования и что самое главное найти метод их существования. 
Подробнее в моей книге  
УДК 303.01.000.00 + 330.821 
ББК 65.9(2).242 
Ч 55 
 
 
Печатается по решению редакционно-издательского совета 
Байкальского государственного университета экономики и права 
 
Рецензенты: д-р.экон.наук. проф. М.А. Винокуров 
д-р.филос.наук. проф. А.С. Алексеев 
В.М. Чефонов 
Ч55 Основы методологии русской экономической школы. / В.М. Чефонов — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - 247с. 
ISBN 978-5-7253-2330-6 
 
Представлена методология русской экономической школы, в основании которой лежит светское толкование догмата «Святой Троицы» или метод триединства от идеалистического начала. Все толкования, формулировки, трактовки изложены современным научным языком. Бу, посмотреть цены на запчасти пежо боксер.Своеобразие или отличительная черта русскости заключается в том, что в построении системы отношений применяется вся мощь духовных пластов, которые сформировались в процессе общественно-исторического формирования российского общества. Основоположник этого метода «Русский Народ» во всей его многосложности. 
Для специалистов, аспирантов и студентов философских, экономических направлений и всех интересующихся проблемой гармонизации экономических интересов в общественных отношениях. 
 
ББК 65. 9 (2). 242. 
 
ISBN978-5-7253-2330-6  
© Чефонов В.М., 2011 
© Издательство БГУЭП, 2011 
 

Комментарии разрешено оставлять только зарегистрированным пользователям.
Войдите в систему или зарегистрируйтесь.

< Пред.   След. >
 
дополнительно
Афоризм
Анекдот






Advertisement

Mambo is Free Software released under the GNU/GPL License.

Design С 2005 by "VK Studio"
Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика