Advertisement
навигация
------------------------------------
Поддержать проект
------------------------------------
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Популярные книги



Главная arrow Публикации arrow Записки arrow Записки наблюдателя arrow Неопределенно - личное
Неопределенно - личное Версия для печати Отправить на e-mail
Tuesday, 02 August 2011

Начну пожалуй с коварного вопроса: существует ли еще сегодня человек как индивидуум, как личность?  

Ныне упорно твердят, что человека уже нет, человек умер, что ему просто пришел конец. Это слышится с самых разных сторон. Чтобы говорить о человеке сегодня нужно обладать немалой храбростью и самоуверенностью. Пора набраться понимания, храбрости и признать это хотя бы потому, что оно вполне обосновано.

Фактом является и то, что язык прежнего гуманизма уже давно устарел. Нужно было бы, говоря о человеке, использовать какой-то новый язык, которого у нас еще нет. А с другой стороны - зачем, может имеет смысл вернуться к истокам, вспомнить тот язык, который непременно возвышал человека. Ведь все умное уже сказано, на новое могут претендовать лишь глупости. Критика же вращается вокруг аргументов, ныне уже банальных. Самый простой их тип, наиболее распространенный, говорит о технизации нашей жизни. 
Технике полагалось быть послушным нам инструментом. Казалось, что для этого мы ее и создали. Но бывает и так, причем довольно часто, что она господствует над нами; она изменяет наши нравы, образ жизни, отношения между людьми. Она приближает нас к себе — в том смысле, что облегчает контакты, но, с другой стороны, они становятся анонимными. Теряется их индивидуальный аспект: мы уже не умеем друг с другом разговаривать, мы общаемся. Это уже сто раз описанные банальности, но о них стоит напомнить. Ибо что представляет собой человек для науки? Это организм, вид, элемент общества, расы, нации и всего прочего... Но человека как личности нет. В сущности им управляют, скажем это прямо, анонимные силы. Причем анонимные силы, которые он сам породил и пустил в ход .
Это неизбежный процесс: мы действуем якобы себе во благо, но в то же время против себя. Мы никогда не знаем последствий процессов, которые пускаем в ход даже с благими намерениями. Мы изобретаем лекарство, которое потом оказывается причиной другой тяжелой болезни.

Современная критика человека затрагивает еще один важный вопрос. Сейчас осуждают всю форму европейской культуры — не только технику, науку, но и что-то, лежащее глубже, у истоков, как говорят гумманитарии, и что должно было разрешить проблему технизации нашего времени.
Вот говорят, что со времен Декарта Я-cogito, или Я-субъект, все делает объектом, а объектом можно манипулировать. Отсюда вывод, что нужно забыть о философии субъекта, которую обвиняют ныне даже в том, что она породила тоталитаризм. Субъект начинают расценивать как узурпатора и винят во всевозможных репрессиях и насилии. Так что нужно отбросить понятие субъектности. Так теперь говорят. Но не каждый познавательный акт влечет за собой эксплуатацию и манипуляцию. Перечеркивая субъекта, личность, мы перечеркнем очень важное - ответственность.

Критика субъектности и провозглашенный современниками лозунг "конца человека" столь же опасны, как вышеупомянутая анонимность. Это две стороны одной и той же тенденции.
Европейская культура, ибо она сегодня является доминирующей, на протяжении веков двигалась к анонимности, а те, кто пытается эту культуру спасать, готовы причины этого находить именно в индивидуальном "Я", как будто оно во всем виновато. По моему убеждению, здесь совершается крупная ошибка: анонимность — это факт, но единственная сила, которая может защитить нас от анонимности, которая может ее сокрушить, — это индивидуальное, ответственное "Я".

Следующий вопрос, который также хотелось бы рассмотреть: Почему "человек без свойств" стал равно удобен и пригоден при тоталитаризме и демократии? Откуда такой спрос на этот тип человека? Почему мы на это соглашаемся?

Человеку удобней переложить ответственность на внешние обстоятельства, искать оправдания в истории, в обществе, в инопланетной жизни, в путях Господних, которые неисповедимы как известно: это не моя вина, что я украл, меня так воспитали, виноваты семья, общество, история и т.д..

Люди не хотят думать самостоятельно; они необычайно легко поддаются тому, что положено. Гумманитарии говорят, что победило анонимное "неопределенно-личное": так говорят, так делают, так положено в обществе. Ныне господствует мнение, что говорит не человек, а язык говорит посредством человека, культура говорит посредством человека. Мы рождаемся внутри языка, который нас формирует с самого начала, мы рождаемся внутри культуры, которая нас формирует.
Все это правда, но не вся правда. Ибо кто мы такие? Кто такие те, чьи голоса мы слышим в культуре? Неужели автора в самом деле нет? Хотя язык нас формирует, хотя он каким-то образом организует наш интеллект, не подлежит ни малейшему сомнению, что только в отдельном человеке таится та удивительная созидательная сила, которая способна этот язык изменить. Обновить его, избавить от штампованных оборотов.

Этой силой обладает только отдельный человек: ученый, поэт, философ — такой, как Ницше, Хайдеггер, Декарт, тот, кто изменяет наш образ мыслей. Благодаря ему уже все мыслят иначе. Затем рождаются новые стереотипы и вновь овладевают нами, но всегда есть где-то тот единственный, кто отважился изменить наши взгляды.

Автор существует! А раз он существует, то поклонимся ему. Не будем говорить, что его посредством культура заговорила, ибо заговорил он, воздадим ему должное. Признаем авторство за Богом!

Кто-то отважился высказаться иначе, чем все. Ибо нужно иметь храбрость, чтобы мыслить иначе и чувствовать себя кем-то другим. Человеком правит страх и как одно из проявлений его - боязнь отчуждения?
Группа людей хочет быть вместе, поэтому, например, даже дети хотят быть похоже одеты. Иначе они рискуют выделиться, а мы не любим, когда кто-то выделяется… Но все же самое захватывающее в нашей жизни — встреча лицом к лицу с другим человеком.

Очень бы хотелось, чтобы так было, чтобы мы питали уважение к инаковости. Но все же обычно происходит иначе — чужих мы не любим, чужаки нам не к чему.
Однако мы говорим не только об инаковости в плане культуры либо цвета кожи, разреза глаз, иных различий. Каждый человек — иной, и когда говорят об анонимности, то мы понимаем, что это также бегство от другого человека, неспособность начать диалог в основополагающем смысле слова, неспособность течь одним руслом.

Человек — существо неповторимое и парадоксальное. В нем живет неприязнь, страх перед другим человеком, но вместе с тем и стремление к нему. Собственно говоря, он не может без него жить. Есть у нас также — может, не у всех, не станем обобщать — желание сделать другого человека таким же, как мы, кем-то не отличающимся от нас. Мы любим общаться только с людьми, которые мыслят так же, так же реагируют, мы себя с ними лучше чувствуем, нам спокойнее. Но, с другой стороны, этот другой человек дает или может дать нам что-то, чего мы даже не смеем ожидать. Есть в этом удивительная противоречивость страха, стремления, неприязни и тоски. Человек — существо непростое, в нем все это поразительно уживается вместе.
Мы никогда не бываем одни, но всегда одиноки, таков парадокс. Жизнь полна парадоксов и это не секрет вовсе.
Одиночество временами ужасно, но порой очень ценно. Только в одиночестве мы можем быть самими собой, только оно дает нам возможность вглядеться в себя. С одной стороны, нам необходимо общение, но с другой — человек, который задумывается над смыслом своей жизни, над собой самим, порой нуждается в барьере, который отделяет его от других. И это не результат психологических предпосылок. Одиночество позволяет нам найти свои онтологические корни — оно затрагивает структуру нашего бытия, оно помогает придти к Богу.
Вот интересно, а существует ли вообще абсолютное одиночество? Люди, живущие с Богом непременно ответят - нет, ибо они с Богом!

Те же, кто далек от Бога, могут ответить - может быть, иногда при сильном страдании. Может, в те редкие моменты, когда мы полностью отчуждены, когда невозможно друг друга понять. А кроме того, жизнь устремлена к смерти, и умираем мы одни. Никто не умирает с кем-то.
Это-то и есть предел нашего одиночества - смерть. А дальше...

 

Комментарии
для туристов и не только
Автор: kosta дата: 2012-03-23 10:33:48
Греция — государство, которое находится юге Европы, является членом ЕС. Ближайшие соседи Греции: Албания, Македония, Болгария, и Турция. 
Греция - морское государство, так как находится на Балканском полуострове, который омывается Эгейским, Ионическим, Средиземным и Критским морями.  
Туры в Грецию будут очень интересными, вы сможете погрузиться в историю, увидеть древние строения.  
Наша туристическая компания предлагает вам экскурсионные туры в Грецию , и вы собственными глазами увидите родину современного театра. Здесь берет свое начало философия и математика. Выбрав эту замечательную страну, вы совместите приятное с полезным и сможете узнать больше об этой древней цивилизации. 
 
С этой страной связана целая цивилизация, ведь здесь жил Гомер и Пифагор, Аристотель и Платон и вы сможете прикоснуться к частице древней истории. Самым простым способом поехать в эту страну, будут туры в Грецию. В состав этого государства входит множество маленьких и больших островов. Самые известные острова, на которые предпочитают ездить наши туристы, - это Родос, Крит и Корфу. Наша туристическая компания предлагает вам туры на Крит - этот остров является центром древней минойской цивилизации. На Крите множество исторических интересных мест, таких как пещера Зевса и раскопки Малье.

Комментарии разрешено оставлять только зарегистрированным пользователям.
Войдите в систему или зарегистрируйтесь.

< Пред.   След. >
 
дополнительно
Афоризм
Анекдот






Advertisement

Mambo is Free Software released under the GNU/GPL License.

Design С 2005 by "VK Studio"
Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика